Занятие по нейропсихическому развитию педагога-психолога Резниковой И.П.


29 января 2016 года на базе нашего МБДОУ №52 прошел семинар - практикум для специалистов органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) Республики Адыгея, руководителей муниципальных организаций.

В рамках семинара был представлен опыт работы  педагога - психолога по применению инновационных технологий  в процессе введения ФГОС:

1.       Практическое занятие с родителями воспитывающих детей с СДВГ «Нейропсихическое развитие детей с СДВГ»

2.       Игровой сеанс по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка средствами песочной терапии.

Целью данного семинара - практикума было знакомство с работой в рамках инновационной деятельности  ДОУ и развитие профессиональных компетенций специалистов органов управлений образованием муниципальных районов и городских округов, руководителей ДОУ.

Просмотренные занятия получили высокую оценку специалистов.

 

 

Резникова Ирина Петровна

   (Россия, Республика Адыгея,     

г. Майкоп, ул. Чкалова, д. 73 «А» МБДОУ №52

«Детский сад общеразвивающего вида»

E-mail: 52-zolotoi-klyuchik@mail.ru)

 

Нейропсихологическое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

развивающее занятие с родителями и детьми 5-7 лет

(Интеграция образовательных  областей:

социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)

 

Цель: оказание своевременной квалифицированной помощи детям и  родителям воспитывающих детей с СДВ(Г).

Задачи программы «Нейропсихологическое развитие детей с СДВГ»:

- Выявить уровень несформированности психических процессов у детей, с целью определения компенсаторных возможностей.

- Сформировать и развить дефицитарные функции за счет опоры на сильные сохранные звенья, развивать взаимодействия психических процессов.

 Задачи   в ходе проведения коррекционно - развивающих занятий. 

-Развивать внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение).

- Развивать межполушарные связи.

- Развивать самоконтроль.

- Повысить работоспособность.

 -Тренировать психомоторные функции.
-  Обучение детей выразительным движениям.

- Снизить эмоциональное напряжение.

Предполагаемые результаты:

- Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками.  

- Умение ребенка пользоваться   навыками самоорганизации.

-Способность планировать и доводить до конца начатые дела. Нести  ответственности за собственные поступки.

- Уметь уважать права  окружающих людей.

-  Контролировать собственные эмоции и поступки.

- Уверенность в собственных силах за счет усвоения новых навыков, достижений успехов в усвоении знаний в повседневной жизни.

 Продолжительность занятия: 30-35 минут.

 Структура занятия:  

- растяжка - 3 минут;

- дыхательное упражнение - 3 минут;

- глазодвигательные упражнения - 3  минуты;

- кинезиологические упражнения   -3 минут;

-функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), танцевально-двигательные, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 15 минут;

- релаксация - 3 минут.

Количество участников: 4 пары (мама и ребенок).

Ход занятия

  Приветствие:  Приветствие ладошками.

Вед. «Я рада вас приветствовать на очередном занятии. Сегодня мы отправимся с вами в игровое  путешествие по временам года, встретимся с любимыми животными, сможем перевоплотиться, и отдохнуть. Вы готовы? Случилось это в одном маленьком городе, или селе, давно это было или недавно, одно маленькое семечко попало в благодатную почву. Покажите какое это было семечко». (медленная муз. композиция)                                      

Растяжка «Дерево».

Цель: оптимизация тонуса мышц.   И.п. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко поливал дождь, согревало ясное теплое солнышко. И семечко постепенно начало прорастать. Медленно поднимаемся со словами:  «Я расту, расту, расту. Я расту, расту,  расту...». Медленно разгибаем колени, затем распрямляем  туловище, плечи, вытягиваем руки вверх. Напрягите шею, спину, живот, ноги, руки тянем  вверх. Тянемся выше, выше к солнышку. Подул ветер: раскачивается (тело) дерево, но корни крепко вросли в землю (ноги не отрываются от пола). Ветер стих. Тянемся выше, выше к солнышку. Подул осенний ветер: раскачивается (тело) дерево сильнее,  но корни крепко вросли в землю. Осенние листочки опадают на землю (тело расслабляется, встряхиваем медленно руками).

«Что это? Полетели белые пушистые снежинки (медленные плавные движения руками, туловищем)».

Растяжка «Снеговик»
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. - стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено,  как замерший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем,  опускаются плечи, расслабляются руки, спина, живот, ноги. Опускаемся на пол.

Снеговик растаял и превратился в лужицу (лечь на спину, руки, ноги расслабленны).

«Весеннее солнышко играет своими лучами с лужицей воды. Щекочет  по лицу (мышцы расслабились, улыбнитесь, дальше солнечные лучи щекочат ваш животик (напрягли мышцы живота, расслабили (3 раза). Водичка испарилась, а на месте лужицы появилась зеленая травка».

Дыхательное упражнение «Травка»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. - сидя на полу по «турецки». Руки на диафрагме. Поднимите руки вверх. Вдох. Опустите руки вниз. Выдох (4-5 раз)

Участникам предлагается усложнить упражнения:  вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки  ("а", "о", "у" (3-4 раза)).

«Лето наступило. На цветочной поляне появились красивые бабочки. А мы превратились в маленьких игривых котят».

Глазодвигательные упражнения «Котенок играет с бабочкой»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формированиевектора сканирования
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

«Бабочка улетела, котята убежали.  Мы с вами очутились на лесной полянке».

 Кинезиологические упражнения «Уши» (веселое муз. сопровождение)

Цель: энергитизация мозга

Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки(тянуть верхние края ушей вверх)
Тянем их старательно,
Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки(тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнили.

Тянем наши ушки вниз (мочки ушей - вниз.)
Хорошо запомним стих. (пробу повторить 3-4 раза)

"Колечко", «Цепочка»

 Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Вышел зайка на крылечко,

Примерял своё колечко.

А красивую цепочку,

Подарил своей он дочке.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

« Дом-ёжик-замок»                                                                                                           Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Мы под зонтиком гуляли, (ладошки домиком)                                                                                         И ежонка повстречали, (пальцы  перекрещиваются)                                                                                                   С ним мы крепко подружились, (сжали пальцы и  кисти рук в замочек)                                                                                            И домой все воротились.(разжали кисти рук)

«Две лягушки»                                                                                                                    Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Две лягушки вечерком на лугу сидели,                                                                         Две лягушки вечерком песенку запели: Ква, ква, ква...       (поочередное разгибание и сгибание кистей рук).  

"Кулак-ребро-ладонь"

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Кулачок, ребро, ладонь:                                                                                             Ты ладошкой ногу тронь.                                                                                           Правой, левой повтори:                                                                                                                Раз-два-три, раз-два-три.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь,  сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторного упражнения. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении упражнения или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.                                                               

«Похвалим себя»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Поглаживание круговыми движениями себя по голове, и по животу.

Пальчиковая гимнастика «Паучок» (фонограмма «Паучок» Е. Железнова)       

Работа в парах. Мама и ребенок садятся напротив друг друга. Выполняют движения руками друг на друге.

Паучок ползет по ветке,  (шагают пальцами по рукам

А за ним ползут все детки. (шагают пальцами по рукам)

Дождик с неба вдруг полил,  (встряхивают пальцами вниз)

Паучков на землю смыл. (хлопают ладошками об пол)

Солнце стало припекать, ( из ладошек делают «солнышко»)

Паучок ползет опять. (шагают пальцами по рукам)

А за ней ползут все детки,

Чтобы посидеть на ветке. (повторяют гимнастику 2-3 раза)

Упражнение «Обезьянка и зеркало»

Цель:  Развитие невербальных психических процессов.

 Работа в парах.   Рисование в воздухе, на спине и руках геометрических фигур и букв.

 «Обезьянка пошла в детский сад,  выучила несколько геометрических фигур и букв».

Вместе с ребёнком следует вспомнить геометрические фигуры или предметы  и нарисовать их в воздухе (зеркальное отражение),  или на листе бумаги. Затем фигуры поочерёдно рисуются пальцем на ладошках ребёнка, а он должен их угадать и назвать (с закрытыми глазами). То же проделать на спине ребёнка. Затем участники меняются ролями.

«Шейпинг» Танцевально-ритмические движения (веселое муз. произведение).

Цель: Развитие коммуникативных навыков снятие мышечного напряжения. Выполнение танцевальных движений по показу ведущего.

 Релаксация с элементами телесной терапии  «Фея»

Цель: освоение и закрепление позы покоя, расслабления мышц, нормализация дыхания. Снятие эмоционального напряжения, гармонизация  детско- родительских отношений.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют,
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно -
Расслабление приятно!

Звучит тихая мелодия, дети «засыпают» (ложатся на спину в позе «морской звезды»). Мамы выполняют роль «Феи». Они садятся на корточки и  легкими поглаживаниями, прикосновениями касаются своего ребенка.     

 Шеринг (участники занятия делятся впечатлениями).                                    

Ритуал прощания (можно обнять друг друга по кругу, поблагодарить за занятие).

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.- СПб.: Речь, 2007.

2.     Аршавский В.В.межполушарная ассиметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988г.

3.     Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999г.

4.     Галанов А.С.Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет).- М.: Педагогическое общество России, 2005.

5.     Заваденко Н.Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - 2-е изд. - М.: Издательский дом «Школа - Пресс 1», 2001.- приложение к журналу «Дефектология». Вып.9

6.     Кольцова М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

7.     Осипова Е.А., Панкратова Н.В.Динамика Нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дифицита внимания и гиперактивностью //Школа здоровья.- М., 1977.- Т.4 №4.

8.     Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова. Н.С. Нурмухаметова. - 2-е изд., испр. и  доп. - М.: АРКТИ, 2010.

9.     Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ Сфера, 2001.

10.                  Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.- М.: «Российское педагогическое агентство», «Когито - центр», 1998.

 

 

Занятие по нейропсихическому развитию педагога-психолога Резниковой И.П.
Занятие по нейропсихическому развитию педагога-психолога Резниковой И.П.