Здоровая семья - здоровый ребенок!


ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения - актуальный социальный вопрос. Как для  отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство - здоровье.

Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения - актуальный социальный вопрос, как для  отдельного человека, так и для общества.

В ДОУ используются различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. Но дети существуют не только в детском саду. Большую часть жизни они проводят в семье. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании не только детей, но и самих родителей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня развития. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей закладывается в дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всего коллектива детского сада и семьи. Перед  ДОУ стоит задача так организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Педагоги должны уважать воспитательные принципы семьи, учитывать  точку зрения родителей, стараться избегать противоречий, которые могут отрицательно сказаться  на ребенке. Регулярные опросы свидетельствуют : родители хотят получать  больше знаний о развитии и воспитании  детей, чем они имеют в настоящее время. Это повышает роль детского сада как консультанта по вопросам воспитания и организации сотрудничества.

Какие факторы для семьи наиболее значимы? Естественно, система воспитания и обучения, включая физическое  воспитание и здоровье ребенка.

Основные принципы работы ДОУ и СЕМЬИ:

- целостность подходов к обеспечению здоровья детей, реализация которого возможна на основе разработки программы совместной деятельности семьи и ДОУ, а также согласовании с родителями оздоровительной программы, включающая раздел об обязанностях семьи. Семья должна использовать элементы оздоровительных технологий ДОУ, а детский сад - внедрять в практику работы принципы семейного воспитания, формирующие у детей привычки и потребности в здоровом образе жизни:

- целенаправленность и последовательность работы на основе программы, которая должна быть рассчитана на весь период пребывания воспитанника в детском саду и предусматривать расширение степени включенности родителей в совместную оздоровительную деятельность от раннего к старшему дошкольному возрасту;

- индивидуализация и дифференциация совместной работы ДОУ и родителей на основании классификации семей, анализа культуры их здоровья  и позиции в отношении здоровья своих детей.

Основные задачи:

  • обеспечивать условия для физического и психологического благополучия участников образовательного процесса
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовывать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий  воспитания,, если не превращается в формальное мероприятие. Необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - значит прийти в гости, поэтому надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей - достаточно распространенная  форма работы, дающая возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями  воспитательно- образовательной работы , заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по детскому саду с посещением группы, где воспитываются дети, пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы ДОУ (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)После экскурсии и просмотра заведующий или методист беседует с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся  как индивидуальные , так и групповые. И в том и в другом случае четко определяются цели: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Работники детского сада должны уметь не только говорить ни и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании . Цели консультации: усвоение родителями  определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов . Формы проведения консультаций различны: квалифицированное  сообщение специалиста с последующим обсуждением: обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение». Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать  на семинары- практикумы. Эта форма работы  дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как подготовиться к проведению образовательной деятельности, какую литературу использовать, какие методы и приемы эффективны в той или иной деятельности и др.

Родительские собрания проводятся  как групповые, так и общие. На общих собраниях обсуждаются  задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы  вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного  периода и пр.. Предусматривается выступление родителей. Групповые собрания проводятся в 2-3 месяца. На осуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит  воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому- то из специалистов) Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, например:»Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к здоровому образу жизни», «Телевизор- друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции, основная цель которых - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения, специалисты детского сада при необходимости оказывают помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится , то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного ДОУ, но практикуется и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка») К ней готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих  работу дошкольных учреждений и семьи и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ и членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы  с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и семьи. Например:

Семейные клубы. В отличии от родительских собраний, в основе которых назидательно- поучительная  форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется  и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие- все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительное подспорье в работе клубов - библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные  формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член  семьи  может в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка , обратиться  за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон  доверия помогает родителям анонимно выяснить какие- либо значимые для них проблемы, предупредить о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционная форма взаимодействия с семьей- игротека. Поскольку игры требуют участия  взрослого, это вынуждает  родителей общаться  с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается , в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Современная жизненная ситуация, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься оздоровительными мероприятиями: развитие вестибулярного аппарата - наличие разных качалок, оборудование для разного вида лазанья, ползания и развития мелкой моторики, ходьбы по ступенькам и скатывания. Сотрудничество детского сада  с семьей помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителем. Они характеризуются тем, что у родителей формируются установка  на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком.

 

 

Здоровая семья - здоровый ребенок!